Новая веха развития электротранспорта: курс на массовое производство, повышение спроса и развитие инфраструктуры


Опубликованно 14.12.2021 09:25

Новая веха развития электротранспорта: курс на массовое производство, повышение спроса и развитие инфраструктуры

Сoврeмeннaя мирoвaя aвтoмoбильнaя oтрaсль в услoвияx прoгрeссивныx нaучныx рaзрaбoтoк и тexнoлoгичeскиx дoстижeний стрeмитeльнo рaзвивaeтся. Около этoм oдним из глoбaльныx ee трeндoв в нaстoящee врeмя являeтся элeктрификaция трaнспoртныx срeдств (дaлee – ТС). Пoслeдняя пoзвoляeт нaряду с oбeспeчeниeм пoтрeбитeлю эффeктивнoгo функциoнaльнoгo нaзнaчeния ослабить урoвeнь врeднoгo влияния нa экoлoгию. Имeннo пoэтoму сoглaснo Стрaтeгии рaзвития aвтoмoбильнoй прoмышлeннoсти Рoссийскoй Фeдeрaции нa пeриoд дo 2025 гoдa, утв. Рaспoряжeниeм Прaвитeльствa РФ oт 28 aпрeля 2018 г. № 831-р, рaзвитиe тexнoлoгий элeктрификaции трaнспoртныx срeдств стaлo oдним с приoритeтныx нaпрaвлeний иннoвaциoннoгo рaзвития aвтoмoбилeстрoeния в стрaнe.

Чтoбы Рoссия успeшнo встрoилaсь в мирoвoe aвтoпрoизвoдствo нa нoвoм тexнoлoгичeскoм урoвнe, eй нeoбxoдимы чeткиe oриeнтиры. Пoнимaя этo, Прaвитeльствo РФ свoим Рaспoряжeниeм oт 23 aвгустa 2021 г. № 2290-р1   утвeрдилo Кoнцeпцию пo рaзвитию прoизвoдствa и испoльзoвaния элeктричeскoгo aвтoмoбильнoгo трaнспoртa в Рoссийскoй Фeдeрaции нa пeриoд дo 2030 гoдa (дaлee – Кoнцeпция). В нeй зaкрeплeны цeли и зaдaчи рaзвития фoрмирующeйся oтрaсли, этaпы рeaлизaции и цeлeвыe пoкaзaтeли. Крoмe тoгo, oпрeдeлeны ключeвыe нaпрaвлeния гoсудaрствeннoй пoлитики в сфeрe рaзвития прoизвoдствa и испoльзoвaния нa тeрритoрии Рoссии элeктрoтрaнспoртныx срeдств, сфoрмирoвaн плaн мeрoприятий пo рeaлизaции Кoнцeпции и oцeнeны риски.

Нa ключeвыx пoлoжeнияx дoкумeнтa oстaнoвимся бoлee пoдрoбнo.

 

Oбщиe пoлoжeния

Кoнцeпция нaцeлeнa нa oпрeдeлeниe ключeвыx нaпрaвлeний гoспoлитики в сфeрe рaзвития прoизвoдствa и испoльзoвaния нa тeрритoрии РФ элeктрoтрaнспoртныx срeдств, пoзвoляющиx oбeспeчить дoстижeниe устaнoвлeннoгo цeлeвoгo пoкaзaтeля пo иx производству. Подо электрическим автомобильным транспортом в тексте документа понимаются ТС категорий М1, М2, М3, N1, N2, N3, L7 с улучшенными показателями энергоэффективности и экологичности, работающие получи альтернативных источниках энергии (тяговая аккумуляторная подразделение и водородный топливный элемент). Семо же относится и инфраструктура, обеспечивающая функционирование таких ТС.

В числе приоритетных задач Концепции:

  • формирование на территории страны производственной базы в соответствии с выпуску электрических автомобильных ТС;
  • наращение. Ant. уменьшение технологических компетенций национальных производителей автомобильной техники и комплектующих из-за счет углубления локализации производства электротранспортных средств;
  • дедукция на рынок продуктов с принципиально новыми свойствами в области электродвижения, склонение спроса на них, основание послепродажного обслуживания;
  • создание нате территории РФ необходимой инженерной и транспортной инфраструктуры;
  • получение существующих регуляторных барьеров к использования электрического автомобильного транспорта.

Выполнение этих задач предусмотрена в 2 этапа, начальный из которых ограничен периодом 2021-2024 годов, а второстепенный – 2025-2030 годов. В частности, держи первом этапе планируется фабрикация не менее 25 тыс. электротранспортных средств и забрасывание. Ant. выключение в эксплуатацию не менее 9,4 тыс. зарядных станций, примерно 2,9 тыс. из которых – быстрые зарядные станции. В рамках реализации второго этапа Концепции предполагается: изготавливание электротранспортных средств в количестве безлюдный (=малолюдный) менее 10% общего объема производимых ТС; пуск производства ячеек для тяговых аккумуляторных батарей; первый шаг производства катодных и анодных материалов; инжекция в эксплуатацию не менее 72 тыс. зарядных станций, с которых не менее 28 тыс. – быстрые зарядные станции; пуск в эксплуатацию не менее 1000 водородных заправок; выковывание дополнительно порядка 39 тыс. высокопроизводительных рабочих мест по части всей технологической цепочке производства электрохимии, электромеханики, электроники и производства электротранспортных средств.

Мероприятия Концепции будут финансироваться из-за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников, в книжка числе привлеченных средств частных инвесторов.

 

Ключевые направления государственной политики

Минимальный интерес для производителей и потребителей представляют сформированные в Концепции направления госполитики в сфере развития производства и использования получи и распишись территории России электротранспортных средств. Они безграмотный только задают общий ориентация развития по отдельным направлениям, однако и содержат конкретные действия по мнению достижению запланированных показателей. Токмо в Концепции выделено 7 направлений.

Усовершенствование законодательства и снятие регуляторных барьеров

Сие направление обусловлено отсутствием норм технического регулирования и проектирования зарядной инфраструктуры угоду кому) электротранспорта и предполагает установление прежде 2024 года порядка проектирования помещений парковочных пространств с целью электротранспортных средств и дополнение требований к автозаправкам в части их обязательного оборудования специальными зарядными станциями.

В частности, в рамках региональных нормативов градостроительного проектирования планируется назначить минимальную долю мест в целях электромобилей на парковках, ввести особенности размещения зарядных устройств получи и распишись закрытых автостоянках и требования к запчастям электротранспортных средств. Сверх того того, потребуется введение технических требований к зарядным станциям, устанавливаемым получи автомобильных дорогах общего пользования федерального, регионального, межмуниципального и местного значения.

Толкание развития зарядной инфраструктуры

Предпосылки для того реализации этого направления разработчики Концепции видят в отсутствии получи и распишись территории страны достаточного количества зарядных станций с целью электротранспорта. Создание соответствующей инфраструктуры планируется сказать добро на нескольких пилотных регионах – исполнение) этого до 2024 лета потребуется определить перечень таких территорий и дорог федерального значения, взвесить механизм софинансирования части затрат для создание зарядной инфраструктуры и действительность) поэтапное распространение требований объединение ее созданию на субъекты РФ, безлюдный (=малолюдный) относящиеся к пилотным.

Так, в ближайшие годы предполагается сколотить не менее 2,9 тыс. быстрых зарядных станций, для которых будет обеспечена достижимость в пределах получаса зарядить электромобиль раньше 80%, к 2030 году их контингент должно возрасти еще бери 29 тыс. План по мнению созданию инфраструктуры по зарядке с использованием медленных зарядных станций, идеже время зарядки до 40% составляет ото 2 часов, намного больше – приставки не- менее 6 тыс. до 2024 возраст и еще 44 тыс. – к 2030 году.

Культивирование спроса на отечественные электротранспортные капитал

Уровень спроса на электротранспортные накопления на российском рынке планируется обогащать путем:

  • разработки комплексных городских программ в пилотных территориях соответственно внедрению электротранспортных средств и развитию зарядной инфраструктуры с включением в них льготной ставки транспортного налога интересах владельцев электромобилей, а также льготной парковки;
  • увеличения допустимой стоимости электротранспортного хлеб для целей получения субсидии нате возмещение затрат по выданным получи приобретение автомобилей кредитам, а да повышения размера скидки рядом его покупке;
  • включения таких ТС в программу льготного лизинга;
  • корректировки коэффициента расчета деньги утилизационного сбора с 2022 годы в отношении электротранспорта;
  • проведения эксперимента в области бесплатному проезду электротранспортных средств сообразно платным участкам федеральных автомобильных дорог;
  • совершенствования вопросов допуска к управлению электромобилями с разрешенной максимальной валом более 3500 кг водителей, имеющих прекарий управления транспортными средствами категории "В".

Промышленное предприятие отечественных тяговых аккумуляторных батарей и водородных топливных элементов

В рамках сего направления предусмотрен запуск перед 2024 года производства электродвигателей, с позиции силы и управляющей электроники, а до 2030 возраст – производства ячеек для тяговых аккумуляторных батарей и производства водородных топливных элементов, катодных и анодных материалов. Подле этом будут использовать сцепление софинансирования затрат на новостройка занимающихся таким производством заводов и обращаться специальный инвестиционный контракт.

Выделка и локализация электротранспортных средств и зарядных станций

На этом месте запланировано внесение до 2024 лета в законодательство изменений, касающихся установления баллов и технологических операций по части производству электротранспортных средств, зарядных станций и накопителей энергии чтобы углубления их локализации. В продемонстрированный срок власти намерены оборудовать производство не менее 25 тыс. электротранспортных средств.

В 2030 году, ровно по прогнозным показателям, минимальное намолот произведенных российских электромобилей получай внутреннем рынке составит сейчас 10% от общего объема производства ТС, а производители будут в полном смысле слова обеспечены отечественными компонентами – тяговыми аккумуляторными батареями, катодными и анодными материалами, электродвигателями и с позиции силы и управляющей электроникой. В этот но срок намечен запуск производства ТС держи водородных топливных элементах.

Творчество испытательной базы для проведения сертификационных и доводочных работ около проектировании автомобилей с низким углеродным вдогонку

Организовать возможность проведения сертификации, испытаний и доводочных работ в целях ТС с низким углеродным вслед, а также проведения контроля технологий производства материалов и элементов аккумуляторов предполагается по 2030 года. Начать соответствующую работу планируется сделано в следующем году.

Создание инфраструктуры для водороде

В первую очередь, сие касается формирования инфраструктуры водородных заправочных станций, которых, по части замыслу разработчиков Концепции, поперед 2030 года должно жить(-быть не менее 1 тыс. Начин реализации указанного направления госполитики намечено нате 2025 год.
 

Мероприятия по мнению реализации Концепции

Конкретные мероприятия по мнению реализации Концепции определены в Плане мероприятий ("дорожной карте") числом развитию производства и использования электрического автомобильного транспорта в Российской Федерации получи и распишись период до 2030 возраст. Причем в нем указаны приставки не- только сами мероприятия, да и сроки их реализации и ответственные ведомства.

В частности, исследовать проект свода правил "Стоянки автомобилей. Спрос пожарной безопасности", исключающих ограничения размещения тяговых аккумуляторных батарей электромобилей и подзарядных гибридных автомобилей, далеко не выделяющих при зарядке и эксплуатации горючие ветры, на закрытых автостоянках, МЧС России надлежит уже в декабре текущего годы, а подготовить рекомендации регионам по части выделению отдельных парковочных мест чтобы электротромобилей на общих парковках Минэкономразвития России и Минтрансу России предписано к январю 2022 лета.

Кроме того, в перечне законодательных решений значатся:

  • разрабатывание и актуализация документов национальной системы стандартизации в части ТС, в том числе и электробусы, и зарядной инфраструктуры к них, в том числе получай основе международных стандартов;
  • разработка изменений в технический регламент Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011) в части установления требований к компонентам электротранспортных средств, выпускаемым в молебствие в качестве сменных (запасных) частей;
  • обсерватория перечня территорий и дорог федерального значения в качестве пилотных к создания зарядной инфраструктуры интересах электротранспортных средств до 2024 годы и разработка правил предоставления субсидий получай софинансирование части затрат получи создание такой инфраструктуры в пилотных регионах и т. д.

А средь мероприятий, направленных на склонение спроса на отечественные электромобили, указаны: подкованность рекомендаций регионам по разработке механизмов дополнительного стимулирования спроса как следует установления льготных условий пользования электротранспортом (в части транспортного налога, бесплатной парковки и т.   п.); проработка вопроса о внутренние резервы установления с 2024 года минимальной доли отечественных электротранспортных средств, а да зарядных станций для них в целях их использования в целях государственных, муниципальных и корпоративных закупок; эпитеза категорий и увеличение допустимой стоимости электротранспорта с определением размера скидки быть его покупке; включение электротранспортных средств в программу льготного лизинга. После этого же – и проведение эксперимента точно по бесплатному проезду электромобилей до платным участкам федеральных автомобильных дорог – в противном случае такой эксперимент будет успешным, так возможность проезда на электромобилях минуя взимания платы по платным автомобильным дорогам довольно прописана в законе.

 

Оценка концептуальных рисков

Имеет смысл отметить, что разработчики Концепции учли и возможные риски около реализации поставленных задач. Внутри них:

  • высокая зависимость производства ото внутреннего спроса, который обусловлен в томик числе уровнем доходов населения;
  • высокая зависимое положение формирования внутреннего спроса, и, во вкусе следствие, развития производства через развития зарядной инфраструктуры, а в свой черед от развития транспорта, использующего альтернативные библиография топлива;
  • отсутствие ряда компетенций и мощностей по мнению производству компонентов на уровне поставщиков материалов и комплектующих 2-го и 3-го уровней, которые, в качестве кого правило, носят межотраслевой обличье;
  • ограниченность финансовых ресурсов у российских автопроизводителей исполнение) масштабных инвестиций в исследования, разработки и новые технологии;
  • недобор квалифицированных инженерных кадров.

 

Планы на будущее развития отрасли

В оценке перспектив развития отрасли производства в России электротранспортных средств прижатие сделан как на международные тренды, приближенно и на внутрироссийские. Что касается первых, в таком случае на мировом рынке наша земля пока отстает по уровню развития отрасли производства электромобилей, оно, по оценкам экспертов, быть достаточном уровне господдержки у нее усиживать шансы занять достойное окраина среди своих зарубежных конкурентов.

Соответственно оценкам специалистов, по состоянию получи 2020 год парк электромобилей в РФ насчитывал предварительно 11 тыс. электромобилей. С учетом реализации Концепции предвидится, что потребление электротранспортных средств в стране в общей структуре автотранспорта может организовать порядка 15% – преимущественно после счет легковых и легких коммерческих электромобилей. "Исходя с планов автопроизводителей и расчетного плана развития рынка параметры потребления новых электромобилей в 2030 году может перейти 250 тыс. штук", – отмечается в тексте Концепции.

Получи национальном уровне рассматривается 3 основных сценария прогноза потребления электротранспортных средств:

  • пассивный, предполагающий полное отсутствие стимулирования развития транспорта и инфраструктуры;
  • уравновешенный, при котором поддержка развития инфраструктуры и спроса максимально реально в первые 3 года проекта;
  • схема ускоренного развития с проактивной поддержкой инфраструктуры, стимулированием спроса и ограничением получай использование автомобильного транспорта с двигателем внутреннего сгорания.

В рамках первого сценария прогнозируется, ровно доля электротранспортных средств составит 5% общего объема рынка автомобилей, а поголовный парк электротранспортных средств приставки не- превысит 540 тыс. стукко. В рамках второго – 15% и 1400 тыс. мрамор, в рамках третьего – 30% и 3,23 млн электромобилей в соответствии с.

За основу предлагается брать сбалансированный сценарий развития, тот или другой потребует наличия к 2030 году 144 тыс. зарядных станций. Паче конкретные прогнозные показатели до этому сценарию предусматривают номер к 2030 году 1,4 млн электромобилей, 10 электромобилей хватит приходиться на 1 электрозарядную станцию, 60% изо которых – медленные электрозарядные станции. Оговорено, будто для формирования бесперебойного движения вдоль территории России максимальное протяжённость между двумя ближайшими станциями зарядки получай дорогах общего назначения без- должно превышать 100 км, а в условиях крупных мегаполисов – приставки не- более 4 кв. км.

Окр того, по прогнозам разработчиков Концепции, в ближайшие 6-8 парение благодаря достижениям в технологиях хранения энергии расценка на электротранспорт существенно снизится, а господдержка позволит отворить рынок для развития массовых продаж. "В сегодняшний день разница посредь стоимостью электромобиля среднего класса и бензинового аналога составляет к примеру 750 тыс. руб. Подле этом эксплуатация электротранспортного хлеб уже может быть больше выгодной, чем использование автомобиля с двигателем внутреннего сгорания, коль (скоро) электромобиль будет проезжать приставки не- менее 45 тыс. километров из года в год в течение не менее 5 полет. Экономия от потребления топлива и обслуживания возместит разницу деньги, что делает выгодным приложение электромобиля, как минимум, в качестве зеленый огонек и для краткосрочной аренды автотранспортного суммы (каршеринг) в условиях города", – поясняется в Концепции.

Перед разлукой, в документе рассмотрены перспективы развития новых технологических решений для того использования электротранспортных средств числом аккумуляторам, включая:

  • создание ячеек литий-ионных аккумуляторов и пролификация сырьевой базы для сего;
  • производство катодных и анодных материалов;
  • делание топливных (водородных) элементов;
  • раз сопутствующих сквозных технологий.

Возле этом акцент сделан возьми необходимости обеспечения гибкости госполитики регулирования зарядной инфраструктуры и вовлечение в нее помимо непосредственно финансирования проектов согласно созданию зарядных станций (в том числе и компенсацию государством до 60% расходов) прогрессия иных стимулирующих мер в (видах частного бизнеса.

Отметим, простой замысел Концепции направлен возьми экологическое оздоровление российского общества, интересы и использование "зеленых технологий", сжимание негативного влияния от выбросов близ применении двигателей внутреннего сгорания. Как-никак в ее тексте отсутствуют положения, касающиеся утилизации сиречь переработки отработанных автомобильных аккумуляторных батарей нового поколения. А таковой аспект имеет большое существенность, поскольку с наращиванием темпов производства таких аккумуляторов, однако без проработки вопросов их утилизации, наша государство может занять одно с первых мест по уровню загрязнения почвы и вод ото этих изделий. Поэтому многие эксперты считают необходимым соответствующе с планированием производства автомобильных батарей нового поколения задаться мыслью и вопросы их переработки и утилизации.

 

***

"Не , что за электромобилями либо — либо машинами, которые работают нате более экологичных силовых агрегатах, – грядущее. И нам нужно также наступательно развивать это направление. Тем побольше что целый ряд компетенций в стране поуже есть. Рассчитываем, что продажа с (c (аукциона заложенных в концепцию идей и решений позволит воспитать собственную индустрию по выпуску электромобилей. Затянуть частные инвестиции и создать вблизи 40 тыс. высокопроизводительных рабочих мест ровно по всей технологической цепочке – ото электрохимии до производства автотранспорта держи электротяге", – отметил в ходе оперативного совещания с вице-премьерами Начальник Правительства РФ Михаил Мишустин.

Рассмотренные концептуальные положения будут учитываться присутствие разработке государственных программ Российской Федерации, региональных госпрограмм и иных документов стратегического планирования, содержащих мероприятия, направленные в развитие автомобильной промышленности.

Мониторингом и контролем реализации Концепции займутся Минэкономразвития России, Минпромторг России и Минэнерго России коллективно с Минтрансом России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной правительство. Они же будут каждогодно формировать доклад о ходе ее выполнения, в соответствии с итогам рассмотрения которого Центр РФ при необходимости сможет заключать решения о корректировке Концепции.  

______________________________

1 С текстом Меры Правительства РФ   от 23 величественная 2021 г. № 2290-р можно приобщиться на официальном сайте Правительства РФ (http://static.government.ru/media/files/bW9wGZ2rDs3BkeZHf7ZsaxnlbJzQbJJt.pdf).



Категория: Авто техника